Функциональный блок сбербанка что это


Обучение сотрудников

Сегодня группа Сбербанка — это около 300 тыс. человек в 22 странах присутствия. Для нас это не только важнейший актив и инструмент повышения конкурентоспособности, но и серьезная ответственность за профессиональное и личное развитие сотрудников. Поэтому в 2013 году мы продолжили совершенствовать систему обучения как массового персонала, так и руководителей и ключевых специалистов группы.

Обучение сотрудников массовых специальностей

В 2013 году численность сотрудников массовых специальностей группы — линейного менеджмента и специалистов, занятых в процессе взаимодействия с клиентами, — составила около 157 тыс. человек. Главная задача нашей системы обучения — помочь каждому из них повысить квалификацию и уровень компетенций в области знания особенностей банковских продуктов и процессов, использования специализированного программного обеспечения, а также владения навыками эффективных коммуникаций и продаж. В прошедшем году было разработано более 150 программ: 61 программа для очного обучения в 17 специализированных учебных центрах и 91 мультимедийный курс для самостоятельной подготовки.

Одним из новых инструментов развития персонала в 2013 году стала программа по созданию специализированных учебных офисов банка, где в течение двух недель новички учатся обслуживанию частных клиентов под наблюдением опытных сотрудников и таким образом перенимают опыт и получают поддержку наставников в сложных ситуациях. С 2014 года подготовка сотрудников по данной программе будет проходить в 130 городах России.

Для обеспечения единого качества учебных программ и процессов обучения в 2013 году была внедрена процедура тренинг-аудита, позволяющая выявить зоны совершенствования программ обучения, подготовки бизнес-тренеров и повышения эффективности процессов. Мы планируем использовать этот механизм на регулярной основе как один из инструментов управления функцией обучения.

Системы обучения сотрудников массовых специальностей в дочерних банках и компаниях группы также активно совершенствуются. Разработка программ обучения происходит с учетом специфики различных функциональных блоков и их бизнес-задач. Так, ДенизБанк организует обучение сотрудников в Корпоративной академии Deniz Academy по таким программам, как «Основы кредитования», «Оценка операционных рисков», «Введение в инвестиционный анализ», «Финансовые расчеты», а также базовые тренинги для операционно-кассового персонала. Для сотрудников Сбербанка Страхование реализуется несколько специальных программ обучения, среди них комплекс семинаров от экспертов в различных областях в рамках программы «Корпоративная академия», а также цикл региональных и всероссийских конференций для сотрудников отделов продаж. В Сбербанке Казахстан, в свою очередь, создан специализированный учебный центр для соискателей и стажеров, в котором всего в 2013 году прошло обучение более 1 500 человек. Сбербанк Украина организует внутреннее обучение сотрудников массовых специальностей в соответствии со спецификой деятельности розничного, корпоративного и операционного блоков; в 2013 году обучение прошли 1 650 сотрудников.

Развитие дистанционного обучения

Мы видим большой потенциал в развитии дистанционного обучения и продолжаем развивать систему онлайн-курсов для самостоятельной подготовки сотрудников. В 2013 году прирост доли дистанционного обучения в банке по сравнению с 2012 годом составил 7,4%. В 2014 году мы планируем перевести еще 10% очного обучения в дистанционный формат, чтобы повысить его доступность и эффективность.

Мы продолжили использовать уникальный портал для дистанционного обучения и развития сотрудников «Виртуальная школа Корпоративного университета Сбербанка», который обеспечивает доступ к базе знаний и возможность командного взаимодействия в режиме реального времени 24/7. В 2013 году количество зарегистрированных пользователей платформы «Виртуальная школа Корпоративного университета Сбербанка» составило более 36 тыс. человек, было проведено более 14 тыс. курсов.

Обучение и развитие руководителей

Обучение руководителей подразделений и ключевых специалистов проводится в Корпоративном университете Сбербанка. В 2013 году обучение в нем прошли более 35 тыс. сотрудников; таким образом, план обучения и развития руководителей и ключевых специалистов был выполнен на 117%.

В 2013 году Корпоративный университет продолжил реализацию программ по обучению и развитию руководителей группы с ведущими международными бизнес-школами:

  • разработана и внедрена система управления качеством двух традиционно наиболее успешных программ «Сбербанк 500 — программа для лидеров» совместно с INSEAD-РЭШ и LBS «Финансы и менеджмент для банкиров» совместно с Лондонской школой бизнеса. Всего в 2013 году сертификаты по программе «Сбербанк 500 — программа для лидеров» получили 433 сотрудника, LBS «Финансы и менеджмент для банкиров» — 54 сотрудника;

  • разработана программа «Управленческие инновации: вызов XXI века» совместно с Высшей школой бизнеса Стэнфордского университета. В 2013 году был реализован первый модуль программы для членов Правления банка;

  • подготовлена краткосрочная программа обучения «Совершенствование системы риск-менеджмента и моделирования рисков» совместно со Школой бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в Беркли. В 2013 году обучение прошли 64 руководителя подразделений блоков «Риски», «ИТ» и «Финансы», а также Управления по работе с проблемными активами.

В 2013 году в группе также были организованы другие обучающие мероприятия по развитию профессиональных компетенций руководителей, в частности:


  • все руководители группы прошли ряд тренингов по развитию навыков конструктивной обратной связи сотрудникам, эффективных коммуникаций, тайм-менеджмента и др.;

  • новые руководители ДенизБанка получили возможность развивать управленческие навыки в рамках программы обучения New Captains Club;

  • 119 руководителей самостоятельных структурных подразделений центрального офиса и филиалов Сбербанка Казахстан прошли обучение новой модели управления по целям (МВО).

2013.report-sberbank.ru

Корпоративный университет Сбербанка – Наш подход

Наша модель корпоративного обучения

Сегментация программ

  • 15 уровневых обязательных программ
  • 23 программы развития корпоративных компетенций
  • 23 программы развития профессиональных компетенций
  • 20 специализированных программ по заказу функциональных блоков
  • 3 программы для внешних клиентов

Типы программ

  • 33% — обязательные
  • 25% — рекомендуемые
  • 43% — по номинации

  • Штатные преподаватели
  • Члены Правления, Топ-менеджмент, ключевыеруководители Сбербанка
  • Мировые эксперты и лидеры бизнеса, культуры и т.д.

  • Преподаватели ведущих бизнес-школ / провайдеровмира и России
  • Внутренние преподаватели-мультипликаторы
  • Внешние преподаватели-мультипликаторы

формат обучения

  • Дистанционное и электронное обучение
  • Очное обучение
  • Самостоятельная работа

Передовые образовательные технологии

  • Кейсы на основе опыта Группы Сбербанк
  • Результаты прикладных исследований
  • Кастомизированные деловые симуляции

Смешанные программы

программы, предполагающие сочетание очного, дистанционного обучения и самостоятельной работы

Очные программы

программы, предполагающие в основном аудиторные занятия при непосредственном контакте слушателя с преподавателем.

Электронные программы

программы, предполагающие в основном самостоятельное изучение электронных учебных материалов на портале дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения «Виртуальнаяшкола Корпоративного университета Сбербанка»

Уникальный портал для дистанционного обучения и развития руководителей, предоставляющий доступ к базе знаний и возможность командного взаимодействия в режиме реального времени 24/7 и обеспечивающий возможность обучения из любой точки мира, где есть доступ в Интернет. Вход для зарегистрированных пользователей

Поддержка смешанных программ Корпоративного университетав Виртуальной школе

Каждый слушатель располагает личным кабинетом, в котором размещаютсявсе материалы программы (учебные презентации, рабочая тетрадь,

материалы для чтения, учебные кейсы и т.д.).

Форматы дистанционных занятий:
  • Вебинары и онлайн-конференци
  • Консультации преподавателей
  • Дистанционное тестирование, экзамены и зачеты

Организация обратной связи: электронное анкетированиеоб удовлетворенностислушателей

Организация самостоятельной работы:

  • Электронные и аудио-версии книг серии«Библиотека Сбербанка»
  • Электронная библиотека: доступ к бестселлерам мировой бизнес-литературы, электронная подписка на российские и зарубежные периодические издания
  • Статьи из ведущих бизнес-журналов (Harvard Business Review)
  • Более 300 единиц учебного мультимедийногоконтента (электронные курсы, видео-лекции и др.)

Принципы реализации программ

  • Смешанный подход (blended learning) к реализации программ, предполагающий сочетание очного, дистанционного обучения и самостоятельной работы.
  • Привлечение к преподаванию членов Правления, топ-менеджмент, иных ключевых руководителей Сбербанка в рамках реализации инициативы«Лидеры учат лидеров».
  • Использование результатов прикладных исследований, проведенных Корпоративным университетом, при реализации программ.
  • Использование активных методов проведения очных занятий: интерактивные лекции и тренинги, работав малых группах и дискуссии, разбор кейсов на основе опыта Группы Сбербанка и ведущих мировых компаний.
  • Использование деловых игр и кастомизированных бизнес-симуляций.

  • Активное использование дистанционных методов обучения: создание виртуальной среды обучения (вебинары, форумы, социальные сети), дистанционные модули и дистанционная поддержка смешанных программ, электронные курсы для самостоятельного изучения, электронная библиотека рекомендованной литературы, электронная система тестирования знаний и компетенций.
  • Обучение действием, предполагающее выполнение индивидуальных и групповых проектов, «живых» кейсов, внедрение системы индивидуализирован-ного и группового коучинга.
  • Включение итоговой аттестации по программе (итоговый экзамен, зачет, защита проекта) как обязательного элемента программы. Выдача собственного документа о квалификации / обучении слушателям, успешно окончившим программуи прошедшим итоговую аттестацию.

Лидеры учат Лидеров

«Лидеры учат лидеров» — инновационный для России и актуальный для ведущих Корпоративных университетов мира способ тиражирования передовых знаний и лучших практик, одновременно способствующий успешной реализации стратегии компании и усиливающий ее корпоративную культуру.

sberbank-university.ru

Технологии Business Intelligence в Сбербанке: наша задача – эффективно управлять данными

Один из ключевых Центров компетенций, созданных в рамках апрельской реорганизации, занимается направлением Business Intelligence. О специфике BI в банковской сфере, команде центра компетенции, приоритетных задачах и перспективах рассказал руководитель Олег Соломатин.

Расскажите, пожалуйста, какие системы находятся в ведении вашего центра компетенции?

Во-первых, это программно-аппаратный комплекс Teradata, включающий аналитическое хранилище данных. Вторая система – оперативное хранилище данных Oracle Exadata и третья – витрины MIS.

Центр компетенции занимается развитием, сопровождением, обеспечением работоспособности данного комплекса систем. Мы собираем и агрегируем информацию о продуктах, клиентах и операциях из учетных систем Сбербанка (системы-источники). Целевых систем-источников у нас сейчас около 140. На основании собранной, агрегированной и проверенной информации идет построение витрин данных, их визуализация для Заказчика и построение отчетных форм. Основные работы ведутся в рамках десятков проектов и в интересах 8 Блоков Заказчиков Сбербанка.

В чем специфика банковских BI-технологий?

Business Intelligence в банковской сфере выбиваются из стандартной структуры ИТ любого банка. Это особенные системы в ИТ-ландшафте и по объемам, и по способу формирования данных, и по эксплуатации – это итерационные системы с бесконечным потоком информации и постоянно меняющимися требованиями к предоставлению к этой информации.

Меняются сами данные, их виды, источники и структура информации. Выстроить классическую структуру по развитию и сопровождению в данном случае невозможно. Управление ИТ-процессами аналитических систем нуждается в большей вертикальной интеграции. В нашем случае консолидацию активностей в рамах портфеля проектов проводит Программа MIS/ ЦХД блока Финансов.

Есть ли какие-то особенности именно в Сбербанке?

Общие подходы к созданию хранилищ едины. Если говорить о нашей специфике, то это, конечно, масштабы Сбербанка, количество систем и проектов. При сравнении хранилищ данных аналитическое хранилище данных Teradata мы смотрели аналоги по масштабам в банках Китая, Индии и Европы. В российском банковском секторе проектов подобного масштаба нет.

Если говорить про вызовы, то это обеспечение реализации распределенных задач большого количества проектов с адаптацией архитектуры продукта для обеспечения надежности и управляемости в масштабах Сбербанка.

Каковы приоритетные задачи до конца года?

Ключевая задача – обеспечить качественное выполнение задач растущего количества проектов и Заказчиков, не потеряв при этом надежности и управляемости. Кроме этого, мы должны завершить перевод управления центра компетенции от полностью проектной модели к структуре, поддерживающей как проектную так и продуктовую, сервисную модель.

До конца 2014 года также планируем завершить реорганизацию центра компетенции, которая включает в себя консолидацию экспертизы по бизнес / функциональным направлениям внутри Центра компетенций. Это позволит наиболее оптимально вести большой объем разноплановых проектов и наращивать экспертизу внутри.

В рамках текущей реорганизации планируем обеспечить изменения для пилотирования сервисной модели. Пока мы живем в проектной парадигме, но уже очевидно, что есть потребность в обеспечении сервисов – услуг, которые упакованы в стандартную оболочку. Они прогнозируемы по срокам и стоимости, имеют упрощенную модель предоставления и сдачи Заказчику.

Если говорить о трехлетней перспективе, то какое у вас видение развития?

Потребность в достоверных и качественных данных растет, растут объемы данных, появляются новые виды данных – в том числе неструктурированные. Мы должны научиться эффективно управлять данными и получать синергию от сбора неструктурированных данных из внешних источников (из социальных сетей, интернета и т.д.). Должен заработать механизм консолидации этой информации.

В рамках Программы MIS/ЦХД в 2015 году планируется завершить наполнение хранилища данными основных систем-источников. Следующий этап – обеспечить предоставление этих данных в виде сервисов различным подразделениям Заказчиков.

Как формировалась команда?

Изначально хранилище данных запускалось в Сбербанке как отдельный проект. Центр компетенции развития Business Intelligence был сформирован в результате слияния команд Департамента разработки и Департамента экспертизы и практик Сбербанк Технологии. После реорганизации штатная численность ЦК составляла менее 100 человек. С начала года команда выросла на 50 человек, сформированы ключевые компетенции, включая Core Team. Текущая целевая численность ЦК на конец 2014 года – около 170 человек. Еще одна задача, стоящая перед ЦК в 2015 году, – завершение формирования и реализация сорсинговой стратегии.

С какими подразделениями вы больше всего взаимодействуете?

Наши заказчики – это 8 основных бизнес- и функциональных Блоков Сбербанка по более чем 50-ти активным проектам. Мы плодотворно взаимодействуем с офисами CIO блоков наших Заказчиков, Управлением проектных менеджеров, Департаментом качества и Операционным департаментом.

Наши контрагенты в проектах и заказчики в рамках 3-й линии сопровождения – ЦСИТ Сбербанка. Также мы активно взаимодействуем с другими центрами компетенции Сбербанк Технологии. Их системы – это источники данных, из которых мы получаем информацию.

Расскажите, пожалуйста, о себе...

Мой опыт работы в банковском ИТ около 18 лет. 12 лет я работал сотрудником ИТ в коммерческих банках и около 6 лет – в системных-интеграторах. Начинал работать инженером ИТ небольшого коммерческого банка на Таганке в середине 90-х. В системных интеграторах банковского программного обеспечения занимался разработкой, внедрением и сопровождением программных комплексов для финансового сектора России и СНГ. Кроме этого, занимался технологической составляющей, выстраиванием бизнес-процессов финансовых организаций.

В 2005-2006 гг. у меня был интересный опыт создания инсорсинговой ИТ-компании на базе ИТ службы Банка, для предоставления ИТ-услуг организациям входящим в финансовый холдинг. В 2007 году закончил МБА АНХ по специализации «Информационный менеджмент (CIO)». В СБТ пришел в ноябре 2011 года. С начала 2014 года я возглавляю Центр компетенции развития Business Intelligence.

Вы работаете в Сбербанк Технологии практически с момента создания. Как компания меняется?

«СберТех» – уникальная компания на рынке. За несколько лет компания кратно выросла как по объемам решаемых задач, так и по количеству персонала. Одновременно шел процесс подбора команды и выстраивания внутренних и внешних процессов.

Команда обеспечила повышение уровня зрелости организации при очень динамичном развитии, что всегда дается непросто. Цели и задачи, которые ставит перед компанией Заказчик, масштабны и амбициозны.

Сбербанк Технологии постоянно меняется и развивается для оптимального достижения поставленных задач. Динамика изменений, масштабность задач дают возможность для самореализации всей команды.

Источник: газета для сотрудников «Сбербанк Технологии» – СБТ Vision

sberfan.ru


Смотрите также